26 июня

В ночь с 25 на 26 июня я ушел спать раньше всей команды. На рассвете лег густой туман. Большая баржа наощупь пробирается по фарватеру и смахивает на полусонного сказочного кита. Чтобы не пропали кадры, разбудил Серегу-оператора. На традиционную команду: «По лагерю объявляется подъем!» ответом мне была громкая красноречивая тишина. Оказалось, вся команда до трех ночи репетировала «Юнону и Авось» в стиле рэп. Они называли друг друга по имени и отчеству и играли в испанский бал, организованный губернатором Калифорнии по поводу прибытия русских кораблей. Из уважения к искусству дал товарищам поспать на час дольше.

 

У моей жены Наташи завтра День рождения. Я размышлял, что бы ей подарить, находясь за много тысяч километров где-то между Усть-Кутом и Витимом. И придумал написать и подарить ей такое конъюнктурное стихотворение, закошенное под Киплинга или под Симонова J...

 

Наталье Кравцовой посвящается.

Главное, чтобы тебя ждали!

Когда горит тайга и развалилась аэролодка

      Когда загнанные кони уже несутся к обрыву

          Когда села последняя батарейка и отрубились приборы

               Это не важно!

          Важно, чтобы тебя ждали!

 

Если тебе показалось, что Бог не слышит и не с тобой,

     А кто-то в ночном лесу трещит сучьями,

          Подкрадываясь к твоей палатке,

               И рассвета не будет, потому что время остановилось.

                    Это не страшно!

               Страшно, если тебя не ждут…

 

Когда сразу за землетрясением накатывает цунами

     Когда замерз фарватер и призывно улыбаются аборигенки

          Когда авантюра провалилась, и ты не видишь смысла

               Двигаться дальше.

                    Еще не все потеряно

               Если тебя кто-то ждет!

 

Когда иссякло восьмое дыхание

     И даже пар выдыхаешь холодный

          Когда вера в себя закончилась вместе с бензином

                                                                             два дня назад

 

Когда пьяные матросы готовятся связать

                                 обезумевшего капитана

Все можно пережить

И все можно преодолеть

Главное, чтобы тебя по-настоящему ждал родной человек!

 

P.S. Если честно, пока тебя ждут, и по ту сторону света есть жизнь J…

 

В районе обеда зашли во впадающую в Лену речку Ичера. Местные говорят, что вся рыбалка в притоках. Отвесная скальная стенка высотой метров тридцать. Под ней глубокий омут. Солнце, ни ветра, ни комаров, прозрачная вода. Барсуков с Большаковым кидают спиннинги. Аня топлесс загорает на крыше лодки (правда спинойкверху). Вчера в Киренске один местный в магазине сказал, что в Якутске сейчас лучше, чем в Сочи. И хотя мы еще не пересекли границу Иркутской области и Якутии, сегодня под этими скалами не просто лучше, чем в Сочи, а даже лучше, чем в Крыму! Вот только жалко рыба не клюет, с утра взяли только одного ленка. И вдруг удар, спиннинг гнется дугой, Барсуков дрожит как возбужденный спаниэль… Да и все мы: «Вдруг таймень?! Вдруг таймень?!». Ни фига не таймень – банальная щука 2,5-3 кг. Щуку в пакет, нас в лодку, дергаем дальше.

На бортах обоих судов красуется надпись: «Что такое вентур?». Сегодня утром Марина Горностаева сказала, что есть такое американско-наркоманское слово: «trip», и что вентур – это trip по-нашему.

 

Сейчас мы выживаем из лодок и из себя максимально возможную скорость. Но путь уж очень далекий, две тысячи девятьсот километров. Это по прямой. А река течет дугообразно. И на этом длинном пути река промывает твой мозг от информационных шлаков цивилизации.

 

И мысли в нем начинают течь долгие и спокойные как дорога от Иркутска до Якутска.

 

Вентур – это коллективное будущее тех, кто не разучился доверять людям. И тех, кто ценя и уважая себя, понимает, что в одиночку с дорогой не справится.

 

По берегам плывут и плывут зеленые затаеженные холмы...

 

Вчера мы с Витей Большаковым обсуждали мотивацию командиров наших отдельных бизнес-единиц. Одновременно я думал о том, что во времена Екатерины (или раньше?) была придумана мотивация русским пассионариям – казакам (да и не только казакам) осваивать ненаселенные сибирские и северные земли.

 

Александр Васильевич Суворов и Григорий Иванович Шелехов одновременно в 1796 году двинулись в сторону Швейцарии и Аляски. «Удивил – значит, победил» - говаривал Суворов. Испанцы в Калифорнии тоже удивились, увидев русские корабли.

В студии известного российского дизайнера Артемия Лебедева менеджеры спрашивают, начиная очередной проект: «Мы его делаем для денег или для славы?».

 

Конечно, мы идем из Иркутска в Сан-Франциско и для денег и для славы. Но есть что-то еще… Какая-то неуловимая волшебная ниточка. Мы хотим удивить сами себя и тех, кто за нас переживает, и тех, кто нас не понимает. Правда здесь такая глушь, что пока удивляются только чайки и вороны по берегам J.

 

Витя Большаков прочитал вышеизложенный текст и сказал: «Про баржи на фарватере еще напиши! Баржи нашемупепелацу тоже удивляются».

 

Перечитал дневник. Какой-то он невеселый, как канал «Культура». Срочно надо с этим что-то делать!..

 

Флотилия уверенно держит крейсерскую скорость 40 км/час. Но, правда, жрет бензин, как бюджет США государственный внешний долг. Я сижу и думаю о будущем зимнем этапе Якутск-Охотск. Это странно, потому что полагается мне сейчас думать об осеннем встречном этапе по Калифорнии со стартом в Сан-Франциско, Стэнфордском университете и проезде через Форт Росс. Но мыслям, как и сердцу, не прикажешь J.

 

Мне кажется правильным стартовать 23 февраля из Москвы тремя джипами с тремя снегоходами на прицепах. И проехать хорошо знакомой дорогой со своеобразным роад-шоу Руян Инвест Клуба. Итак, маршрут: Москва – Нижний Новгород – Казань – Ижевск – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Якутск.

 

А из Якутска на Охотск стартовать 8 марта – в культовую для «Экспедиции» дату (из гонки «Экспедиция-Трофи») тремя джипами и соответственно тремя снегоходами. Будет уже длиннее световой день и еще не растают зимники по льду рек. Ну да поживем – увидим J. (Позже выяснится, что на оленях удобнее).

 

Темнеет. Но до ночлега не близко. Сегодня должны пройти еще 100 км.

Я сижу и думаю о товарах, которые продаются в сотнях магазинов «Экспедиция» и о снаряжении, которое мы используем сейчас в пути – в реальной экспедиции.

 

Например, очень хороши вакуумные миски с ручками. Даже сейчас в аэролодке их две – с оставшимися от обеда макаронами по-флотски.

 

Но возьмем, например, мачете. Мы совершенно точно продаем их больше всех в России. Но у нас нет с собой ни одного! Или вот ножи. Нас 8 человек, и у нас с собой минимум 5 ножей – и ни одного «Экспедиция». А вот налобные фонарики свои – родные. Вытеснили Petzl.

 

Или складной стол в катере – Forester, уже давно не наш бренд… Дизайн стола я утверждал 8 лет назад. Забавно…J

 

Мирзакарим Нарбеков – выдающийся суфий современности, как-то сказал, что мысли человека – как движение на привокзальной площади в базарный день. Снуют туда-сюда и фиг их отформатируешь.

 

Я сижу и философствую. Цитата из Людвига Фейербаха: «В мире каждый хочет видеть в другом только самого себя как в зеркале».

 

Мы плывем сейчас где-то в среднем течении великой сибирской реки Лены, затерянные от цивилизации между скальными обнажениями, глубокими омутами и «зеленым морем тайги». И нам кажется, что мы – центр мироздания. В это время миллионы людей стоят в пробках и их собственные легкие проблемы или свежие сплетни волнуют больше, чем, например, разбившийся 10 дней назад парашютист, тушивший в Иркутской области лесные пожары.

 

Мы день ото дня в разной форме одежды. Сначала была белая «Наша Аляска». Теперь все по команде Горностайла в бирюзовых футболках с гербом Руян-города и с надписью на спине: «Город, который всегда с тобой». Послезавтра наденем традиционные оранжевые. А ночью, когда встанет лагерь, зажжем маячок-светлячок.

 

И получается, что центров мироздания много «для тех, кто в теме», и вообще для тех, кто по-настоящему неравнодушен к жизни, кого не устраивает обыденный круг: «Работа – бабки – торговый центр - клуб – секс – дом – работа – бабки».

 

Ранняя ночь. Идем быстро – нагоняем график. Какие-то чичмеки залили нам в канистры лошадиную мочу вместо бензина. Теперь у аэролодки проблемы с пищеварением в двигателе внутреннего сгорания. Между нами говоря, конечно, про этап из Сан-Франциско я тоже думаю. И думаю, чем можно привлечь живого американца – не важно российского он происхождения или нет. Думаю так:

1. Отсутствие конкуренции на свободном, практически не занятом рынке.

2. Отсутствие правового поля – все по понятиям как в российско-американской компании.

3. Шансы на грандиозный и беспрецедентный планетарный успех.

Вот только теперь дотянуть бы до ночевки.