История

 

Александр Кравцов: «18 января 2007 года я традиционно праздновал свой День рождения в зимнем лесу исключительно мужским кругом. К утренней каше неожиданно осталась всего одна бутыль – зато какая! Трехлитровка испанского красного, окованная сталью, в красивой деревянной коробке. Ну прямо жалко пить! Кто-то предложил: «А давайте организуем кругосветное путешествие от маяка во Владивостоке – традиционном месте финиша гонки «Экспедиции-Трофи». Пусть первый этап будет через Аляску, США и до Форта Росс. Провезем бутылку вокруг земли за год, а потом там же, на маяке, и выпьем. Сказано – сделано.

8 марта 2007 года во Владивостоке был сильный ветер. Креатив старта заключался в том, что стартующие на Аляску джипы поднимут сначала в воздух на двух вертолетах Ми-8 и Ка-21.

 

После отрыва от земли ветер начал раскручивать Land Cruiser и Ми-8 закачался. Казалось, маховик трехтонного маятника вот-вот рухнет, среди журналистов началась паника. Джип пару раз ударило о землю, вылетело одно стекло. Вертолет собрался-таки с силами и понес машину на съемку к маяку. Бутылка не пострадала.


Как-то раз Василь Газизуллин решил основать фонд выкупа Аляски у США. Не то чтобы его сильно заботила эта геополитическая ситуация. Просто отец воспитал Василя так, что ему физически необходимы грандиозные предприятия, по-другому скучно. Наш товарищ зарегистрировал фонд и решил, что Индия и Китай должны скинуться долгами США и выкупить Алясочку обратно, но у России должен быть контрольный пакет. А для начала Василь взял двухсотлитровые бочки-копилки пожертвований, нанес на них прототип будущего логотипа «НАШЕЙ АЛЯСКИ» и поставил в ресторане «Экспедиция» в Москве, в Руян-городе и в офисах деловых партнеров.
О фонде узнали уральские друзья-архитекторы. Они сделали эскизы моста через Берингов пролив, которые украсили стены нашего офиса.

 


Спустя несколько лет после завершения кругосветки мы задумали формат магазинов «Russia the best». Чтобы там продавались продукты и изделия искусства, вызывающие гордость за Россию. Позже название эволюционировало в «Легенды Родины», и, кроме магазинов, мы собирались открыть под этим брендом одноименный ресторан в Москве. Время шло, но почему-то ничего не происходило – бренд не развивался. И, задав себе вопрос «Почему?», я нашел честный ответ. Ни у меня, ни у моих товарищей не было внутри сильного иррационального мотива развивать «Легенды Родины». Просто коммерческая целесообразность – необходимое, но не достаточное условие. И в ходе последовавших размышлений родилась идея проекта «НАША АЛЯСКА». Там и иррационального желания сделать, и гордости за Россию хоть отбавляй.

 

В конце 2012 года мы обсуждали идею «НАШЕЙ АЛЯСКИ» с сибирским братом по разуму Ваней Баженовым. В результате разговоров появилась нижеследующая статья в альманахе «Экспедиция».

 


РУССКАЯ АМЕРИКА
Александр Кравцов, Иван Баженов

В этой статье нет возможности долго рассказывать о нашем новом глобальном проекте, связанном с историей освоения Аляски русскими предпринимателями. Скажу только, что это будет большой новый зонтичный бренд со своим путешествием, одноименным рестораном, линией товаров и своими кожаными деньгами, похожими на те, что выпускала когда-то Русско-американская торговая компания. Сейчас счастливый период беременности этим проектом. Ниже – текст Вани Баженова, о котором я рассказывал в начале альманаха:

 

Русская Америка, по сути дела, – единственная общеизвестная экспансия России на другой континент. Здесь есть ярчайшая исследовательская, приключенческая жила, новые земли, закладка Новоархангельска. Здесь есть яркая морская тематика – первые корабли путешественников, морских промысловиков. Здесь есть много северного этноса – алеуты, эскимосы. Здесь есть территориальные претензии и вооруженные стычки. Здесь много охотников за удачей, дебоширов, несносных спьяну людей, которым кисло в обыденщине. Здесь гонки на собачьих упряжках, капканы, лоси и страшные морозы. Здесь цинга. Здесь есть Интересы Родины. Здесь есть Надежда.

 

И главное – здесь есть Большая Любовь.

 

Вряд ли найдется какой-нибудь наш соотечественник, которого бы не тронули слова «Я тебя никогда не забуду… Я тебя никогда не увижу…». Но лишь небольшая часть знает, что Кончита и Николай Резанов – реально существовавшие люди, имевшие самое непосредственное отношение к Русской Америке. Тем более, не многим известно, что она умерла в монастыре, так и не выйдя замуж, а он похоронен в Красноярске, место это отмечено ныне белым мраморным крестом. И совсем немногим известно, что они все-таки встретились – в 2000 году шериф маленького городка привез горсть земли с места погребения Кончиты в Красноярск, положив ее на последнее пристанище Резанова.

 

Это одна из самых сильных историй о Любви. Почему эта история так резонирует практически с любым полом и возрастом? Мне кажется, потому что там Иные люди, Иные по силе обстоятельства. Сейчас от государственных интересов веет гипероткатами и показательными судами. Тогда же Русская Америка была колонией, сырой и голодной, полной отребья, дурной погоды и минусовых отчетов. Там не было антрацитовых майбэхов. И даже если Резанова влекли туда какие-то преференции от двора – неважно. Сегодняшнему человеку нужно полететь на ржавой дизельной ракете осваивать Сатурн, чтобы ощутить хотя бы часть того, что вероятно испытывали эти люди.

 

Уникальный пласт истории. Масса будоражащих фактов и историй, например - Русская Америка участвовала в Калифорнийской золотой лихорадке. Или еще - немалый капитал, многократно превысивший доходы от золотодобычи, компания извлекла из торговли … льдом, продав жаркой Калифорнии несколько огромных партий. И что совсем забавно - Российская Империя того времени не имела торговых отношений с Гуанчжоу – закрытым китайским портом. Целая империя – и не имела. А небольшая Русско-Американская Компания с небольшим офисом в Иркутске – имела. И здание это, в котором много бывал Резанов, сохранилось до сих пор.

 

У меня складывается такое ощущение, что нашим соотечественникам все ковбойско-индейское безусловно близко, но лишь через пару-тройку тонких спаек – Фенимор Купер, Гойко Митич и Золото Маккены. Здесь, на поле Русской Америки, точек пересечения целая гора – это НАША заокеанская колония, НАШИ друзья-индейцы с Юкона-Квихпака, НАША золотая лихорадка, НАШИ гонки на собачьих упряжках. Пускай бывшее, но это все навсегда НАШЕ. Индиана Джонс нервно курит в стороне.

 

Прикладное применение – от концептуальных линеек товаров до компактных, сбитых ресторанов-колоний «Русская Америка™». И общие принципы, параллельные с колониями - на местах есть партнеры, «аборигены». Но что-то всегда привозится в рундуках – идейные ценности, концептуальные моменты, важные управленческие инструменты. Так же приходится работать в удалении от Большой Земли, учиться не забывать, как варить кофе, и время от времени надевать камзол. В этой теме есть определенная доля агрессии или экспансии, но если смотреть с угла «экономического 9 мая», то сложно благоприобрести, никого особо не потеснив.
По товарам – можно ведь «спартнериться» с правообладателями поэмы Вознесенского «Авось» - там не поэма, а концентрат. Если морские навигационные приборы антикварного вида снабжать биографической справкой и цитатой, что-то вроде: «Судьба России крылата парусами…», «Старые земли – старый сифилис…», «Нас мало, нас адски мало и самое страшное – что мы врозь…». Даже могут быть концептуальные стойки: старое дерево, парусина, кожа, галька. И взять, к примеру, керосиновый примус, огниво, масляный фонарь, лоток для мытья золота, суму из брезента, нож, флягу, одеяло – все эти вещи, помещенные в поле Русской Америки, только выиграют в плане авантюризма, романтики и духа.

 

Все более курчаво расцветают в плане кухни рестораны – подачи блюд и концептуального сопровождения. Легко аккредитована вся северная кухня, вся дичь, дикоросы и подчеркнута брутальность сервировки. Здесь могут быть «вписаны» и дикий виски с торфяным послевкусием и наделавшая шуму водка «Аляска» с ароматом копченого лосося. Соления, копчения, (моржатина?!), вяленное и настоянное – все в дело, все в кассу.

 

Одним словом, надо капитализировать этот феномен. И заодно посеять его семена в мятущиеся души современников.
А то кали-юга не за горами.

 

В гонке «Экспедиция-Трофи 2013» уже ехала команда «НАША АЛЯСКА» по руководством Даниила Гаврилова. Он руководил парусной экспедицией через Северный морской путь на яхте «Петр I» в 2010-2011 годах. У нас было общее намерение сделать Даниила лицом нового бренда, но в гонке оказалось, что нам не просто сотрудничать – его команда накопила к нам как к организаторам нелепые, на наш взгляд, обиды и претензии. Поэтому лица приходится искать среди своих.
Прав был царь Алексндр III, когда говорил: «У России есть всего два союзника – армия и флот». Так и у компании «Руян» всего два верных союзника – это наши сотрудники и наши сотрудницы. В апреле, опираясь на их поддержку, я решил, что путешествие Иркутск – Сан-Франциско стартует в июне 2013 года в период летнего солнцестояния.